Офицерские должности в МВД могут занять выпускники гражданских вузов и колледжей
Глава МВД Владимир Колокольцев разрешил привлекать на профильные офицерские должности претендентов без специального юридического образования. Например, специалисты с гражданскими дипломами смогут работать в угрозыске, дознании, следствии, инспекциях по делам несовершеннолетних (ПДН) и в ГИБДД. Представители МВД не скрывают, что пойти на подобные меры их вынудил кадровый голод, однако они обещают также тщательно контролировать всех претендентов, пишут «Известия».
Приказ Колокольцева был подписан еще в июле этого года, а затем проходил согласование и регистрацию в Минюсте. До недавнего времени требования к сотрудникам МВД регламентировались законами «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел РФ». В них говорится, что рядовой и младший начсостав от рядового до старшего прапорщика должен иметь образование не ниже полного среднего. Средний начсостав – от младшего лейтенанта до капитана – не ниже среднего профессионального, «соответствующего направлению деятельности». Майоры и полковники должны были иметь диплом о высшем профильном образовании. В законах говорится и о неких «исключениях», когда можно взять на службу человека с высшим непрофильным образованием или даже с дипломом о среднем профессиональном образовании.
В ведомстве считают, что приказ Колокольцева был вынужденной мерой. После ого, как на службу в МВД стало невозможно попасть без диплома юриста, то последствия не заставили себя ждать: в регионах «на земле» стало просто некому работать.
В новом приказе прописаны исключения, когда в МВД можно брать на работу непрофильных специалистов. Кадровики отдадут предпочтение выпускникам военных вузов, гражданских факультетов, у которых есть опыт по юридической специальности. Что касается молодых педагогов, то им найдут в МВД место по их профилю – в ПДН. Выпускников технических институтов и университетов ждут в ГИБДД. В МВД также ждут людей, уже имеющих одно высшее образование и получающих второе – юридическое. Их готовы брать на службу еще до окончания последнего курса.
Кроме того, Колокольцев разрешил брать на офицерские должности выпускников средних профессиональных учебных заведений с юридическим профилем. В СССР и России до 2008 года таких сотрудников в милиции было немало. Их готовили школы милиции, которых было 13 по стране. Они, как и вузы, выпускали лейтенантов, но те без «корочки» о высшем образовании впоследствии не могли «перепрыгнуть» выше звания капитана.
Еще до начала реформы МВД школы милиции были закрыты и перепрофилированы в факультеты ведомственных вузов. Однако сейчас есть немало колледжей, которые за 2–3 года готовят специалистов-юристов, не имеющих высшего образования. Теперь для них, после годовой стажировки по специальности, вновь открыты двери в МВД. В последние годы претендовать на офицерские погоны они также не могли.
Колокольцев тем же приказом обязал руководителей МВД впоследствии отправлять гражданских офицеров в вузы за дипломом, на профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.
Член Общественного совета при МВД, лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина также считает приказа Владимира Колокольцева оправданным.
По ее словам, не всем, как следователю, надо знать юриспруденцию. Оперативникам, например, приходится и с жертвами преступлений работать, да и участковому такие знания ни к чему. «В отделах по госзащите свидетелей нужны психологи. Вообще в МВД должны быть специалисты самого широкого профиля, включая множество гражданских профессий», – пояснила она «Известиям» свое мнение. Как отметила Костина, такие меры позволят избавиться от кадрового голода в МВД, а кроме того, будут способствовать улучшению внутренней атмосферы внутри полицейских коллективов. Костина напомнила, что подобная практика распространена в правоохранительных органах всего мира.