Круглый стол по вопросам коллекторской деятельности
26 апреля в Общественной палате России состоялся круглый стол «Коллекторская деятельность: проблемы и пути их решения».
В заседании приняли участие представители ФССП, Генпрокуратуры, Минфина, Минюста, члены Общественной палаты РФ, Общероссийской организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ», Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), адвокаты и другие.
Участники заседания подвели предварительные итоги применения вступивших в силу с 1 января поправок в действующее законодательство, регулирующее коллекторскую деятельность, подвели итоги работы горячей линии и, в целом обсудили данную проблематику.
Напомним, 25 января 2017 года в Общественной палате России начала работать горячая линия «Коллектор-контроль», инициатором которой выступил председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», председатель Комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков. На горячую линию поступило более 900 обращений граждан.
«Мы держим ситуацию, связанную с взаимоотношениями коллекторов и граждан, на постоянном контроле. Осуществляем мониторинг, выявляем основные проблемные моменты», – отметил Антон Цветков.
Анализ обращений показывает, что у 33% людей нет возможности погасить кредит в связи с трудным финансовым положением. 30% граждан не брали никаких кредитов или расплатились по ним, но находятся под прессингом коллекторов. Из них в 10% случаев кредит оформлен на коллег по работе, родственников, с которыми отношения не поддерживаются, и заявители не являются поручителями по кредиту. Нередки ситуации, когда кредит никогда не оформлялся (6 %) или заявитель не имеет отношения к человеку, который брал кредит (6%). 4% обратившихся на горячую линию сообщают, что кредит выплачивается в соответствии с договором, но звонки со стороны коллекторов поступают. У некоторых кредит и вовсе погашен, но коллекторы продолжают по ним работать (4%).
Как сообщил председатель Президиума, промежуточные итоги горячей линии, а также другие виды проводимого мониторинга показывают, что граждане в большинстве жалуются не столько на угрозы физического воздействия, сколько на морально-психологическое давление. И не все эти случаи связаны с коллекторами.
«Действующее законодательство и органы государственной власти должны максимально эффективно защищать граждан не только от физического, но и морально-психологического воздействия. Причем речь не только о коллекторах или людях, себя таковыми считающих. Вопрос надо рассматривать гораздо шире. Связано это или нет с возвратом задолженности абсолютно не важно – государство должно обеспечить безопасность законопослушного гражданина и его близких. Правонарушитель – это, в первую очередь, правонарушитель, с чем бы ни была связана его профессиональная деятельность и аргументация.
Мы разрабатываем стратегию внесения изменений в законодательство, в частности КоАП и УК, а также совершенствования правоприменительной практики, которые позволят максимально эффективно решить эту проблему и защитить людей от бандитов и хулиганья. Работа ведется совместно с профессионалами-практиками в области правоохранительной деятельности», – сказал Антон Цветков.
Руководитель Центра социальной и правовой защиты Общероссийской организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» генерал-майор полиции в отставке Владимир Михалевич считает, что с одной стороны есть проблемы в законодательстве, требующие внесения поправок, а с другой – колоссальные проблемы в правоприменительной плоскости.
«К нам в Центр поступает множество обращений от граждан, столкнувшихся с неправомочными, а порой откровенно преступными действиями коллекторов и не только их. При этом многие сообщают о неадекватной реакции сотрудников органов внутренних дел на местах, начиная от неприбытия вовремя наряда полиции, и заканчивая бездействием сотрудников, которые не могут или не хотят видеть разницу между преступлением и гражданско-правовыми отношениями, в которые им запрещено вмешиваться. А чаще всего люди жалуются на то, что приходят в полицию с реальной проблемой или даже бедой, и ожидают соответствующей оперативной реакции. А им говорят: «Пишите заявление, мы вас вызовем». Или еще жестче: «Приходите, когда кого-то убьют или покалечат». То есть вместо реальной помощи граждане часто видят обычную бюрократическую реакцию. Нередко это связано с нехваткой личного состава и профессионалов. Есть проблемы и с документированием фактов угроз и давления, это перекладывается на плечи заявителей», – сказал Владимир Михалевич.
По его словам, региональные отделения организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» выявляют случаи произвола коллекторов, и, по мере возможностей, оказывать всестороннее содействие пострадавшим гражданам, в том числе в вопросах взаимодействия с полицией, и многим уже помогли.
«Также «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» окажут содействие органам ФССП в составлении «черного списка» недобропорядочных коллекторских организаций и выявлении схем, которые они применяют. На местах «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» будут проводить мониторинг работы полиции на предмет качества реагирования по обращениям граждан. Всю поступающую информацию будем оперативно доводить до центрального аппарата МВД, который к фактам бездействия и коррупции относится жестко. В нашей организации много людей с соответствующим авторитетом и опытом, которые сделают все необходимое для защиты граждан и помощи правоохранительным органам», – подчеркнул Владимир Михалевич.










































